Эмгек рыногунун кызматтарынын сапатын жакшыртуу

Сфера деятельности 1 - Улучшение качества услуг рынка труда

Задача 1: Внедрение программы по профориентации в 9-х классах в Кыргызстане на основе пятиступенчатой модели профориентации, которая была успешно внедрена в нескольких странах.
Основной целью пятиступенчатой модели программы по профориентации является развитие способности молодых людей принимать и реализовать информированное соответствующее и самостоятельное решение относительно выбора учебного заведения и профессии, чтобы планировать свою карьеру и присоединиться к миру труда.

Программа содержит пять ступеней:

  1. Самопознание
  2. Информирование о профессиях и карьере
  3. Пути получения образования
  4. Реальные встречи с миром труда
  5. Принятие решения относительно учебного заведения и профессии

В настоящее время в программе участвуют 16 пилотных школ из г.Талас, г.Нарын, г. Каракол и г.Бишкек. За 2017-2018 учебный год профессиональную ориентацию прошли 449 учащихся 9-х классов, их них 226 девочек и 223 мальчика. 

16 учителей были обучены программе 5-ступенчатой модели профессиональной ориентации и методам проведения уроков. Проведены 2 семинара для директоров пилотных школ для ознакомления с программой по профессиональной ориентации и  3 семинара для учителей по детальной методологии проведения данной программы.

Задача 2. Содействие службам занятости в разработке системного подхода по профессиональной ориентации и консультирование сотрудников служб занятости 

Службы занятости, как участники, занимают особую позицию в рамках профориентации. Она является важным связующим звеном между бизнесом, школами и институтами профессионального образования, а также одновременно выступают контактными лицами для родителей и молодежи или школьников всех школ. Помимо концепций профессиональной ориентации в школах, службы занятости могут вносить свой вклад в развитие рынка труда, в развитие  консультационных компетенций и в региональное партнерство с другими заинтересованными сторонами. 

Задача 3. Установление кооперационной модели по социальному партнерству в профессиональной ориентации и консультировании. 

Модель социального партнерства в области профессиональной ориентации и консультирования  разрабатывается в экспериментальном порядке. Службы занятости и школы поддерживаются в инициативе принятия важной роли в области профессиональной ориентации и консультирования. Компании, в свою
очередь, инициируют процессы, отражающие роль и участие в указанных ключевых направлениях. Процесс реализации модели сотрудничества для профессиональной ориентации включает тесную работу с родителями, молодежными центрами и районными администрациями. 

Данная модель социального партнерства была разработана с учетом трех уровней:- макро, -мезо,-микро, где на национальном уровне предполагается участие МОиН КР и МТСР КР, на мезо-уровне участие специализированных органов, таких как АНПО КР при МОН КР, ТПП КР, КАО, РНМЦ, и на местном уровне – участие областных методологических центров, городских и районных отделов по образованию, служб занятости, работодателей и учебных заведений. 

В 2017 году были основаны 4 сети социального партнерства в г.Нарын, г.Талас, г.Каракол и г.Бишкек с общим числом участников -85. На ежевартальной основе проходят заседания сети социальных партнеров по вопросам профессиональной ориентации среди учащихся и молодежи.