Verbesserung der Qualität der beruflichen Bildung

 

Сфера деятельности "Улучшение качества профессионального образования" 

Проект вносит существенный вклад в улучшение качества профессионального образования через внедрение элементов независимой сертификации профессиональных компетенций (НСПК) в выпускные квалификационные экзамены.


Независимая сертификация профессиональных компетенций нужна для того, чтобы выпускные квалификационные экзамены являлись точным отражением качества образования, которое получили выпускники. Выпускные квалификационные экзамены сдают в конце обучения в профессиональных лицеях, а для объективной оценки знаний выпускников необходимы прозрачные стандартизованные процедуры и единые требования по проведению экзаменов для всех учебных заведений. Не менее важна непредвзятость экзаменаторов: человеческий фактор должен быть сведен к минимуму. Выпускников должны оценивать независимые стороны, это могут быть представители отрасли, потенциальные работодатели, преподаватели других учебных заведений, но не свои собственные учителя. Процедура же проведения экзамена и оценивания быть ясна и прозрачна для всех сторон. Все это и обеспечивает система независимой сертификации профессиональных компетенций. Основной принцип независимой сертификации: «Кто учит, тот не оценивает!». 

К 2020 г. мы с радостью делимся итогами совместных усилий по комплексной работе, выполненной вместе с нашими партнерами - в систему начального профессионального образования внедрены три фундаментальные инновации:

1.    В выпускных квалификационных экзаменах применен метод независимой сертификации профессиональных компетенций.
2.    Результаты выпускных квалификационных экзаменов с независимой сертификацией подсчитываются электронно по специально разработанной программе
3.    Выпускные квалификационные экзамены с независимой оценкой профессиональных компетенций транслируются онлайн

Шаг за шагом, в тесном сотрудничестве с партнерами наш проект поддерживал внедрение этой системы. В Кыргызстане немногим более 90 учебных заведений начального профессионального образования, а к 2020 г. с нашей поддержкой 60 из них активно вовлеклись в работу над внедрением системы независимой сертификации и, более того, успешно применили ее на практике. Уже в 2021 году, наши партнеры, Агентство начального профессионального образования при Министерстве образования и науки Кыргызстана (АНПО при МОиН КР), планирует полностью перейти к инновационной форме выпускных квалификационных экзаменов с независимой сертификацией профессиональных компетенций. 

В рамках работы, проведенной при поддержке проекта, свыше 1500 выпускников прошли выпускные квалификационные экзамены с независимой сертификацией по 11 профессиям в 8 отраслях:

  • Сельское хозяйство – Младший ветеринарный фельдшер
  • Энергетика – Электромонтер
  • Лёгкая промышленность – Швея
  • Строительство – Мастер отделочно-строительных работ, Мастер сухого строительства
  • Жилищно-коммунальное хозяйство – Слесарь-сантехник
  • Информационно-коммуникационные технологии – Специалист интернет технологий, Системный администратор
  • Общественное питание – Повар, Кондитер
  • Индустрия красоты – Парикмахер

Поскольку независимая сертификация будет применяться в масштабе всей страны, работа по методологии и согласованию процедур достаточно комплексная. 
Важную роль в ней играют центры передового опыта. Они были созданы на базе сильнейших учебных заведений начального профессионального образования и служат распространителями знаний и новых технологий среди других учебных заведений начального профессионального образования. Процесс коммуникации и обмена опытом проходит на информационно-коммуникационной платформе, разработанной специально для этой цели. На этой платформе центры передового опыта делятся знаниями, информацией и ресурсами, передают свой инновационный опыт и наработки учебным заведениям в регионах.