Предыдущий проект

Проект "Содействие занятости и профессиональному обучению"

Период работы проекта: 2017 - 2020

Целевая группа проекта: молодежь и молодые взрослые люди обоих полов в поиске работы или с целью профессиональной переподготовки.

Чтобы обеспечить профессиональную ориентацию и квалификацию целевой группе в пилотных регионах, а также с целью их интеграции на рынок труда 
Кыргызстана, проект реализовывал свою деятельность в трех ключевых направлениях:

1. Сфера деятельности «Улучшение качества услуг рынка труда»

Задача 1: Внедрение программы по профориентации в 9-х классах в Кыргызстане на основе пятиступенчатой модели профориентации, которая была успешно внедрена в нескольких странах.

Основной целью пятиступенчатой модели программы по профориентации является развитие способности молодых людей принимать и реализовать информированное соответствующее и самостоятельное решение относительно выбора учебного заведения и профессии, чтобы планировать свою карьеру и уверенно выйти на рынок труда.

Программа содержит пять ступеней:
1.    Самопознание
2.    Информирование о профессиях и карьере
3.    Пути получения образования
4.    Реальные встречи с миром труда
5.    Принятие решения относительно учебного заведения и профессии

В  программе участвуют 16 пилотных школ из г.Талас, г.Нарын, г. Каракол и г.Бишкек. За 2017-2018 учебный год профессиональную ориентацию прошли 449 учащихся 9-х классов, их них 226 девочек и 223 мальчика. 
16 учителей были обучены программе 5-ступенчатой модели профессиональной ориентации и методам проведения уроков. Проведены 2 семинара для директоров пилотных школ для ознакомления с программой по профессиональной ориентации и  3 семинара для учителей по детальной методологии проведения данной программы.
 

Задача 2. Содействие службам занятости в разработке системного подхода по профессиональной ориентации и консультирование сотрудников служб занятости .
Службы занятости, как участники, занимают особую позицию в рамках профориентации. Они - важное связующее звено между родидетелями, школой, институтами профессионального образования и частным сектором. Помимо концепций профессиональной ориентации в школах, службы занятости могут вносить свой вклад в развитие рынка труда и  консультационных компетенций, а также в региональное партнерство с другими заинтересованными сторонами. 

Задача 3. Установление кооперационной модели по социальному партнерству в профессиональной ориентации и консультировании. 
Модель социального партнерства в области профессиональной ориентации и консультирования  разрабатывается в экспериментальном порядке. Проект поддерживает службы занятости и школы в инициативе принятия важной роли в области профессиональной ориентации и консультирования.

Компании, в свою очередь, инициируют процессы, отражающие роль и участие в указанных ключевых направлениях. Процесс реализации модели сотрудничества для профессиональной ориентации включает тесную работу с родителями, молодежными центрами и районными администрациями. 

Данная модель социального партнерства была разработана с учетом трех уровней:- макро, -мезо,-микро, где на национальном уровне предполагается участие Министерстве образования и науки КР и Министерства труда и социального развития КР, на мезо-уровне участие специализированных органов, таких как Агентство начального профессионального образования КР при Министерстве образования и науки КР, Торгово-промышленной палаты КР, Кыргызской академии образования, Республиканский научно-методический центр, и на местном уровне – участие областных методологических центров, городских и районных отделов по образованию, служб занятости, работодателей и учебных заведений. 
В 2017 году были основаны 4 сети социального партнерства в г.Нарын, г.Талас, г.Каракол и г.Бишкек с общим числом участников -85. 

2.    Сфера деятельности «Содействие занятости молодежи и женщин»
Цель - поддержка экономически устойчивых краткосрочных курсов профессионального обучения безработного населения, ориентированных на последующее трудоустройство в востребованных секторах экономики, открытие собственного дела и на повышение доходов безработного населения в целом.

Для достижения целей проект проводил мероприятия, ориентированные на занятость и повышение уровня знаний и навыков, необходимых для трудоустройства молодежи и женщин. Эти мероприятия осуществлялись в сотрудничестве с местными отделами содействия занятости населения Министерства труда и социального развития на базе профессиональных лицеев.

Мы поддержали и продолжаем поддерживать курсы обучения по следующим направлениям:
1.    Электрогазосварщик (сварочное дело)
2.    Штукатур с навыками теплоизоляционных работ (энергоэффективное строительство и ремонт)
3.    Слесарь-сантехник
4.    Овощевод защищенного грунта (тепличное хозяйство)
5.    Животноводство и переработка молока
6.    Ковроткачество
7.    Швея
8.    Повар
9.    Парикмахер
10.    Кондитер

Наличие профессиональных знаний и навыков необходимы для долгосрочного трудоустройства или открытия и успешного ведения собственного дела. 
Проект вносит вклад в обеспечение качества курсов обучения через:
•    разработку курсов согласно требованиям работодателей
•    разработку и публикацию обучающих материалов
•    повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения
•    строительство и ремонт мастерских и теоретических классов
•    предоставление оснащения (оборудования и инструментов)
•    финансирование расходных учебных материалов для практических работ
•    финансирование стипендий для участников курсов
•    постоянные консультации опытных экспертов по направлениям
•    и многое, многое другое

Начиная с 2019 года проект поддерживает разработку и внедрение курсов профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) для того, чтобы поддержать их интеграцию в обществе и улучшить шансы на рынке труда.

3. Сфера деятельности "Улучшение качества профессионального образования" 
Проект внес существенный вклад в улучшение качества профессионального образования через внедрение элементов независимой сертификации профессиональных компетенций (НСПК) в выпускные квалификационные экзамены.

Независимая сертификация профессиональных компетенций нужна для того, чтобы выпускные квалификационные экзамены являлись точным отражением качества образования, которое получили выпускники. Выпускные квалификационные экзамены сдают в конце обучения в профессиональных лицеях, а для объективной оценки знаний выпускников необходимы прозрачные стандартизованные процедуры и единые требования по проведению экзаменов для всех учебных заведений.

Не менее важна непредвзятость экзаменаторов: человеческий фактор должен быть сведен к минимуму. Выпускников должны оценивать независимые стороны, это могут быть представители отрасли, потенциальные работодатели, преподаватели других учебных заведений, но не свои собственные учителя. Процедура же проведения экзамена и оценивания быть ясна и прозрачна для всех сторон. Все это и обеспечивает система независимой сертификации профессиональных компетенций. Основной принцип независимой сертификации: «Кто учит, тот не оценивает!». 

К 2020 г. совместными с нашими партнерами усилиями в систему начального профессионального образования внедрены три фундаментальные инновации:
1.    В выпускных квалификационных экзаменах применен метод независимой сертификации профессиональных компетенций.
2.    Результаты выпускных квалификационных экзаменов с независимой сертификацией подсчитываются электронно по специально разработанной программе
3.    Выпускные квалификационные экзамены с независимой оценкой профессиональных компетенций транслируются онлайн

Шаг за шагом, в тесном сотрудничестве с партнерами наш проект поддерживал внедрение этой системы. В Кыргызстане немногим более 90 учебных заведений начального профессионального образования, а к 2020 г. с поддержкой проекта 60 из них активно вовлеклись в работу над внедрением системы независимой сертификации и, более того, успешно применили ее на практике.

Свыше 1500 выпускников прошли выпускные квалификационные экзамены с независимой сертификацией по 11 профессиям в 8 отраслях:
•    Сельское хозяйство – Младший ветеринарный фельдшер
•    Энергетика – Электромонтер
•    Лёгкая промышленность – Швея
•    Строительство – Мастер отделочно-строительных работ, Мастер сухого строительства
•    Жилищно-коммунальное хозяйство – Слесарь-сантехник
•    Информационно-коммуникационные технологии – Специалист интернет технологий, Системный администратор
•    Общественное питание – Повар, Кондитер
•    Индустрия красоты – Парикмахер

Поскольку независимая сертификация будет применяться в масштабе всей страны, работа по методологии и согласованию процедур достаточно комплексная. Важную роль в ней играют центры передового опыта. Они были созданы на базе сильнейших учебных заведений начального профессионального образования и служат распространителями знаний и новых технологий среди других учебных заведений начального профессионального образования. Процесс коммуникации и обмена опытом проходит на информационно-коммуникационной платформе, разработанной специально для этой цели. На этой платформе центры передового опыта делятся знаниями, информацией и ресурсами, передают свой инновационный опыт и наработки учебным заведениям в регионах.